Обзор игры Papo & Yo на Apple
Начну с того, что впервые столкнулась с этой игрой при переводе одной интересной статьи в декабре. Однако на этом знакомство с игрой и закончилось, ведь в то время она была PS3-эксклюзивом. И вот на днях, 18 апреля, игра появилась на Steam, чем снова о себе напомнила. Посмотрев трейлеры на странице, я понял, что в памяти была совсем не та игра, — не такая яркая, не с такой прекрасной музыкой, и не такая … веселая. Как-то не с такими приправами себе представляешь изображения сложных и болезненных отношений между ребенком и отцом-алкоголиком. А может дело в том, что подобные вопросы ранее не были центральными в играх, а их рассказчиками ни были дети. Так, не раз в игре главный герой прикладывался к рюмке, переваривая свои старые обиды и трагическое прошлое, или в состоянии опьянения, ярости доходил до насильственных действий. И все это было частью сложного образа, медиумом для сопереживания герою.
Но что будет, если стать на место жертвы, беспомощного ребенка, для которой не так просто найти оправдание отцовской агрессии и страсти к бутылке? Papo & Yo является как раз той игрой, которая поворачивает стол и меняет главных персонажей местами.
Игра Papo & Yo на MacBook
Монстр в моем отце
Главный дизайнер игры, Вандер Кабальеро (Vander Caballero), является прототипом главного персонажа, мальчика по имени Квик (Quico), а сама игра — его автобиографическое откровение. В подтверждение этому в начале новой игры мы видим посвящение: «Моей матери, братьям и сестре, с которыми я пережил монстра в своем отце» («To my mother, brothers and sister, with whom I survived the monster in my father»). Таким образом, автор не пытается скрыть главную метафору своего произведения, а преподносит нам ее в достаточно откровенном и очевидном образе — образе Монстра. Так, отец в воображении маленького мальчика — это Монстр, но он не так страшен, которым кажется, когда читаешь описание к игре или понимаешь суть проблемы произведения. Тот, кто имел опыт домашнего насилия в детстве, знает и сам, что это за Монстр. Тем не менее, Квико сначала видит Монстра не таким как мы бы того ожидали. Он гладкий и неповоротливый, немного напоминает носорога, немного гориллу, он любит спать, а когда спит, то любит есть кокосы. Когда он спит, можно забраться ему на живот и подпрыгнуть высоко-высоко, как на батуте. Он не злой. Вот только, когда он съест ярко-зеленую лягушку, он становится агрессивным …
Подобные аналогии несложные, вы сразу поймете, что к чему и что собой символизируют вещи в игре. Но это и неплохо. Замысел автора не в том, чтобы чем хитрее завуалировать горькую действительность, а скорее попроще исповедаться словам себя малого.
Мир, в котором живет Монстр
После очередного запоя отца, Квико убегает в воображаемый мир, который своим видом напоминает некую бразильскую фавелу с кучей маленьких цветных домиков, ярких граффити и голубого неба. Здесь немного жителей: Монстр, загадочная девочка и шаман. Еще здесь растут кокосы на пальмах и прыгают местами большие пузатые лягушки. Квико здесь вроде как и не живет, он лишь гость, который, познакомившись с Монстром, должен привести его к шаману, чтобы завершить это путешествие.
Это лишь воображаемый мир, поэтому своему строению и структуре он обязан фантазии Квико. Он может делать в нем все, что ему заблагорассудится.
это игровая площадка для Квико
Хочешь передвинуть дом с помощью его картонной реплики? — Пожалуйста. Возможно, ты хочешь сложить их друг на друга и пробежаться ими как через мост? — Прошу. Порезать, как бумагу ножницами? — Пфф, запросто.
Papo & Yo — это платформер-головоломка от 3-го лица. Квик может перепрыгивать домики, решать несложные головоломки с передвижением, или составлением вместе, необходимых сооружений. На первый взгляд может сложиться впечатление, что головоломки слишком простые — нажми этот рычаг, нажми то и иди вперед к следующим — но это далеко не так. Все загадки очень тесно сплетены с общим окружением, его жителями, детским воображением и музыкой. Приманить Монстра его любимой едой на нужную нажимную плиту, расставить дома как игрушечные кубики для дальнейшего передвижения, или даже оживить любимую игрушку для классического дабл-джамп через широкие пропасти. На случай, если головоломка непонятная — залезьте головой в картонную коробку, в которой можно просмотреть слайды с подсказками. Или просто побегайте лишних две минуты этим замечательным миром под атмосферное музыкальное сопровождение.
Немного о музыке
Музыка в игре непосредственно связана с действиями Квико и окружающей средой. Так, например, составляя мостик из домов, с каждым новым домиком музыка усложняется новыми слоями и звуковыми эффектами, в результате вы получаете что-то очень многогранное и сильное в противовес нескольким барабанам в начале.
Над музыкой к игре работал Брайан д’Оливейра (Brian D’Oliveira) из студии звукозаписи La Hacienda Creative. Большинство аутентичных звуков, которые можно услышать в игре были записаны им в амазонских тропиках, а сама музыка записывалась вживую, трек за треком, так Брайан хотел, чтобы «музыка была честной и уязвимой, со всеми ее прекрасными недостатками, которые случаются во время живой игры.»
И еще раз о граффити
В Papo & Yo аутентичным является не только окружающая среда, язык и музыка. Путешествуя воображаемым миром Квико, невозможно не обратить внимание на замечательные граффити на стенах домов. На самом деле, это все реальные произведения известных граффити-художников из Бразилии и Чили — Себастьяна Наварро (aka Charquipunk), Симона Пауло Гутьерреса (aka La Robot de Madera) и Инте Кастро (aka INTI).
Стоит отметить, что в Латинской Америке граффити ценят не только их художники, но и общественность, которая часто сама является заказчиком этих настенных украшений. Граффити в них занимает важную роль во внешнем виде поселения, его уникальности, что очень хорошо передано в игре Уандера Кабальеро.
В заключение
В основе Papo & Yo лежит большая рана, которую автору пришлось пережить в детстве, та, которую мы можем пережить вместе с Квико. Это история о знакомстве и дружбе, о злости и одиночестве. Такие истории не имеют счастливых или несчастных окончаний, но, тем не менее, концовка в игре вам понравится.
Тем, кто ценит хорошую историю, красивый рисунок, отличную музыку и не гонится за инновационным геймплеем и графикой, — советую ее пройти обязательно.
- Дата: 1-05-2020, 18:42